^
2.4. Информационные ресурсы с он-лайновым доступом
Развитие он-лайновых информационных служб происходило в следующем порядке: сначала появились
библиотечные каталоги с диалоговым доступом, затем -
онлайновые реферативные службы. Это разделение объясняется тем, что они возникли в результате автоматизации двух независимых процессов поиска вручную: в карточных библиотечных каталогах и в печатных указателях (РЖ). До определенного момента эти службы развивались независимо друг от друга, поскольку первые из них ориентировались на поиск первоисточника в форме конкретного физического носителя (том, опись хранения и пр.). Формат MARC и его разновидности включают поля, задающие адреса хранения с точностью до полки и шифра в конкретной районной библиотеке. Вторые же происходят от РЖ, и единицей доступа в них является логический документ любого библиографического уровня (см. формат МЕКОФ [3]) - статья, журнал, сборник (в т.ч. многотомный).
В последние годы осуществляется интеграция диалоговых служб (например, система Dialog обеспечивает доступ к БД MARC - REMARC, LC-MARC, см. табл. 2.6 и пр.) Диалоговые информационные службы (он-лайновые хосты или операторы интерактивных БД). Первыми интерактивными службами, обеспечившими коммерческий доступ к различным БД, были DIALOG (1972), BRS (1976), предоставлявшие доступ к библиографическим БД по НТИ;
LEXIS и NEXIS (1972), представлявшие собой полнотекстовые интерактивные БД по юриспруденции, финансам и бизнесу.
В настоящее время в США и Европе насчитывается более 4 тыс. полнотекстовых БД, доступных в виде ASCII-файлов.
Согласно данным журнала "Computerwoche" (Мюнхен, ФРГ), в 1995 г. суммарный оборот рынка интерактивных услуг составил 13 млрд дол. и продолжал расти. Институт по изучению рынка Simba Information Communication Inc. (США) прогнозирует рост услуг к 2000 г. до 20 млрд дол. Интерактивные услуги опережают по показателям роста традиционные. Информационный поиск в диалоговых БД дает 24% общего дохода от продажи информационной продукции, к которой относятся маркетинг, банковские операции, коммуникации, страхование, обработка данных на ЭВМ, радио- и телевещание. Интерактивные БД составляют лишь 14% от общего числа используемых источников информации - газеты, журналы, справочники, но по доходам значительно их превышают [1].
Известно, что около 50% объема диалогового информационного сервиса в Западной Европе приходится на долю БД из США, что порождает у европейских правительств опасения не только экономического, но и политического и стратегического характера.
В настоящее время системы интерактивного режима подразделяются на три основные группы:
- многоотраслевые, предназначенные для широкого круга потребителей, - Dialog, BRS, Orbit, Data-Star, ESA-IRS;
специализированные, обеспечивающие доступ к одной или нескольким БД по одной отрасли или научной дисциплине - медицине, технике, праву - Национальная медицинская библиотека, STN International, Lexis, Westlaw;
политематические, специализирующиеся на информационных новостях - Nexis, Vu/Техт, Datatimes, Textline/Newsline, Dow Jones News / Retrieval Service, Profile Information Service, Newsnet, Decisionline, Infoglobe, Nikkei Telecom. Они предоставляют доступ к полным текстам газет, журналов, информационных бюллетеней, сообщений телетайпных и телеграфных агентств.
Приведем краткие сведения об основных диалоговых службах:
STN International (ФРГ) - научная информация;
Dialog Information Services (США) - политематическая многоотраслевая система;
Telesystemes / Questel (Questel Plus), Франция - финансы, политика, экономика, патенты, техника - 47 БД;
-
GBI - Gesellshaft fuer Betriebwirtshaftliche Information / German Business Information - информация о компаниях, рынках и продуктах, управление и экономика - 85 БД;
Lexis (США)- тексты федеральных и штатных законов и решений судов, а также законов Великобритании и Франции - около 10 млн страниц текста;
Nexis - информация из 15 крупнейших американских и английских газет, 33 журналов, 10 информационных агентств, 42 обзоров печати, в том числе "Current Digest Press", а также справочники, указатели, важнейшие официальные документы, автоматизированная версия "Британской энциклопедии". Владельцем Lexis/Nexis является фирма Mead Data Central, объединенный массив БД включает около 200 млн документов;
Data-Star - предоставляет доступ к медицинским, фармацевтическим, справочным и по бизнесу европейским БД и обслуживает абонентов в Европе, США и Японии. Вычислительный центр службы в Берне (Швейцария) содержит 65 млн документов в составе 200 тематических БД при общем объеме памяти на магнитных дисках свыше 170 Гбайт. Передача информации на терминалы пользователей осуществляется по сетям передачи данных DATEX-P и Telepac. В настоящее время служба DataStar приобретена крупной газетной и информационной корпорацией Knight-Ridder Inc. (США) у прежнего владельца - инженерно-технической фирмы Motor-Columbus (Швейцария). Являясь владельцем крупнейшей в США информационной фирмы Dialog Information Services Inc. корпорация Knight-Ridder объединяет сильные стороны обеих систем для их совместной работы в сферах торговли и услуг;
Orbit Search Service. Обработка политематической информации осуществляется специализированным исследовательским центром; массивы хранятся в шт. Вирджиния (США) и в Лондоне. Доступ осуществляется через сети передачи данных -PDN в Великобритании, DATEX-P в ФРГ, ITАРАС в Италии:
Pergamon InfoLine (ФРГ) - патенты, техника, материалы;
-
ESA-IRS - (Европейское космическое агентство) - наука и техника.
Он-лайновая хост-служба STN International (Scientific and Technical Network) основана в 1984 г. и оперирует в Северной Америке на базе Chemical Abstract Service (CAS), являющейся отделением Американского химического общества, в Европе - на базе FIZ (Fachinformationszentrum) Karlsruhe, в Японии на базе JICSTI (Японский информационный центр по науке и технике). Все это - некоммерческие организации, каждая из которых является локальным центром обслуживания пользователей STN.
STN International научно-техническая информационная сеть, предоставляющая пользователю доступ большинству мировых БД по науке и технике. Она содержит более 170 БД, суммарный объем более 170 млн записей, ретроспектива 20-30 лет.
Предметный охват STN:
медицина и биологические науки - 23 базы данных;
химия - 45 БД;
техника - 40 БД;
энергетика и проблемы окружающей среды - 31 БД;
материалы и конструкции - 20 БД;
математика и физика-16 БД;
общественные науки - 6 БД;
патентная информация -19 БД;
По структуре базы данных STN образуют следующие группы [2]:
Bibliographic/Библиографические (107 БД);
Full-text / Полнотекстовые (17 БД);
Directory / Справочные (29 БД);
Numeric / Числовые (24 БД);
-БД по химическим структурам (14).
Библиографические БД содержат библиографические данные и в большинстве случаев - рефераты документов. Предназначены для быстрого поиска публикации по релевантной теме, авторам, организации-исполнителю (корпоративный автор) и пр. Практически в каждой блести науки и техники в STN имеется несколько БД, обеспечивающих в совокупности полный охват информационных, источников этой облает. В области химии это (A (Chemical Abstracts), СIN (Chemical Industry Notes) CBNB (Chemical Business News-Base), по физике, вычислительной технике и электронике -COMPUSCIENCE, IDFODATA, INSPEC, по биологии - BIOSIS BIOBUISINESS, LIFESCI, MEDLINE; по металлургии - METADEX, MATBUS (Material Business). Широкий тематический спектр библиографических БД пополняют такие известные мультидисциплинарные БД, как SCI (Science Citation Index), Compendex (Engineering Index), NTIS.
Достаточно полю представлена в STN патентная информация, международная патентная БД INPADOC, мировой указатель патентов (WPI - Derwent) и БД, охватывающие сведения о патентных документах США (IFIPAT - US Patent & Trademark Office Official Gazette), Германии (PATOSDE) и других стран.
Наряду с БД понаучней информации STN содержит крупнейшие БД по различным областям экономики, бизнеса и маркетинга. Использование БД PROMT (Predicast Overwiew of Markets and Technology), JPNEWS (Comline Buisiness Data Inc., Japan) и других аналогичных БД дает возможность получить актуальную информацию о зарубеж ньгх рынках, произвольной и финансовой деятельности компании, инвестициях, правительственной поляке в различных сферах деятельности, новых технологиях.
Полнотекстовые БД наряду с библиографией включают полные тексты документов. Пользователь в режиме он-лайн может просматривать полный текст или отдельные фрагменты интересуют его публикации. В STN имеется доступ к таким полнотекстовым
БД как CJACS (полные тексты статей по химии журналов American Chemical Society), ABI/INFORM (статьи из журналов по различным областям экономики, бизнес управления), NDLB (более 600 бюллетеней новостей в различных областях промышленности, бизнеса и сфер, услуг), USPATFULL - полные тексты патентов, выданных США; INVESTEXT (аналитические обзоры по зарубежным рынкам продукции, включая финансовые отчеты о деятельности фирм, подготавливаемые ведущими аналитиками из более чем 280 инвестиционных фирм всего мира). С 1996 г. действует БД BUSI (International Business Opportunities Service) - одна из крупнейших в области международного делового сотрудничества. БД содержит более 35 тыс. актуальных деловых предложений и запросов, поступивших от компаний и организаций из более чем 150 стран, включая предложения (или запросы на передачу) новых технологий, ноу-хау, лицензий, предложения по экспорту / продаже продукции и услуг, импорту / покупке продукции и сырья, предложения по поиску торговых агентов, дистрибьюторов и представителей инофирм, предложения по кооперации и организации совместного производства, запросы на получение инвестиций. Информация поступает в БД непосредственно от компаний и крупных банков по поручению их клиентов, из официальных бизнес-бюллетеней и торгово-промышленных каталогов.
Справочные БД STN разнообразны и включают:
сведения об исследовательских проектах стран Западной Европы и Японии: краткие характеристики проектов, их цели и основные результаты, адреса организаций, участвующих в проектах, фамилии руководителей и исполнителей, длительность, объемы и источники финансирования проектов и пр. - SESAME (Commission of the European Communities, Brussels), FORKAT (Bundesministerium fur Forshung und Technologie, Germany), JGRIP (Japanese Government and Public Research In Progress);
справочные сведения о производителях и поставщиках оборудования - CSCORP, CSCHEM (Chemical Sources, USA/International) и пр.;
информацию о состоявшихся и предстоящих в будущем конференциях, симпозиумах, выставках (CONF, EVENTLINE);
- сведения о фармацевтических и лекарственных препаратах, регистры токсичных и других потенциально опасных веществ, сведения по безопасному обращению с разнообразными материалами - DRUGLAUNCH, PHAR, RTECS (Registry of Toxic Effects of Chemical Substances), MSDS-CCOHS (Materials Safety Data Sheets / Canadian Center for Occupational Health and Safety) и пр.
Числовые БД делятся на две основные группы:
- по свойствам органических и неорганических химических веществ,
- по свойствам материалов (металлов, сплавов, керамики, пластмасс).
Существует индексный файл NUMERIGU1DE, включающий он-лайновый тезаурус, с помощью которого пользователь может оперативно установить, в какой из числовых БД содержатся интересующие его физико-химические или механические свойства. Пользователь может проводить поиск веществ и материалов, в том числе с указанием заданных значений (или диапазонов значений) свойств или характеристик.
^ БД по химическим структурам и реакциям веществ (REGISTRY, CASREACT, BEILSTEFN) наряду с идентификационной и справочной информацией содержат химические структуры веществ. Пользователь имеет возможность провести поиск интересующих его соединений, продуктов реакции, свойств веществ по точной химической структуре или ее фрагменту.
Генераторами БД для STN являются 37 организаций, в том числе:
Chemical Abstracts Service -10 БД; '
Deutsche Bibliothek - 2 БД;
Institution of Electrical Engineers -1 БД;
International Patent Documentation Center - 2 БД;
Engineering Information - 2 БД.
Поиск в STN International реализуется с помощью АИПС Messenger, которая поддерживает:
- операторы булевской логики, контекстной близости терминов, сравнения значений, поиск по отдельным полям и их комбинациям;
- мультибазовый поиск с последующей идентификацией и удалением дублей;
- наличие сервиса SINIndex, позволяющего выбрать наиболее подходящую БД;
- систематическую обработку поисковых результатов, при которой функция SmartSelect позволяет анализировать статистику содержания полей и строить распределения, получать ранжированные перечни авторов, публикаций, организаций;
- кросс-файловый поиск, при котором результаты поиска в одной из БД позволяют расширять или модифицировать запросы к другим БД;
- возможность отправки результатов поиска в сой адрес или адрес другого пользователя по электронной почте или факсу.
Для пользователей STN International разработан программный интерфейс S1 Express, реализующий:
- автоматическое подключение к STN;
- предварительную подготовку (и тестирование) запроса с целью его дальнейшего исполнения в онлайновом режиме;
- построение структур химических веществ и их включение в запрос;
- использование стандартных поисковых профилей, подготовленных экспертами по конкретным БД с целью их подключения к собственному запросу;
- просмотр и импорт изображений и чертежей, включенных в полные тексты документов и патентов БД.
Основные экономические характеристики доступа к базам данных STN приведены в табл. 2.10, где перечислены:
ретроспектива (год начала обновления БД);
объем БД (в млн. записей);
частота обновления (н - еженедельно, м - ежемесячно, 2н -раз в 2 недели и т.п.);
- организация-провайдер;
- стоимость одного часа работы в БД;
стоимость просмотра одного документа (или распечатки без стоимости пересылки по почте);
стоимость обслуживания профиля избирательного распределения информации (одноразовый прогон, частота прогонов варьируется от 1 раза в неделю до 3-х раз в год).
Таблица 2.10
Некоторые эксплуатационные характеристики доступа к БД SIN International

Помимо перечисленных, действуют следующие расценки (в долларах):
открытие счета и учетного номера (account) - 20;
ежегодный взнос - 22;
сохранение отлаженного запроса - 1.25;
сохранение списка найденных документов - 1.25;
обучающая система локального применения - 83;
использование справочного файла STNIndex - 45 в час;
пересылка результатов поиска по факсу
- для библиографических записей 0.56 - 3.75
- для полных текстов - 6.67 - 20.80.
Кроме того, при работе в некоторых БД (в основном числовых и по химическим структурам) взимается дополнительная оплата, дол.:
поисковые термины - 0.10 - 3.35 (за 1 термин в запросе);
поиск по химической структуре (субструктуре) - 10-70.
С 1997 г. реализована служба
STN Easy, которая дает пользователям возможность доступа через каналы Internet к БД с использованием браузеров типа Netscape Navigator и MS Explorer в двух режимах:
основной поиск (список рубрик, затем пользователь вводит ключевые слова по его теме и получает статистику: БД - число документов),
углубленный (использование операторов OR, NOT, AND, а также поиск по авторам, компаниям, кодам и пр.).
Стоимость услуг STN Easy, дол.:
регистрация - 30;
транзакция - 2 (одинаково для основного и углубленного поиска);
выдача документа - 0.25 -15 в зависимости от БД - последняя колонка табл. 2.10 (время поиска не оплачивается).
Доступ к STN осуществляется через сети: DATEX-P, EuropaNET, Tymnet, Internet, WWW-сервер http://www.fiz-karlsruhe.de
Российские филиалы STN - МЦНТИ (Москва), ЦНТИ (С.-Петербург), ЦНТИ Томска и Перми.
Для российских пользователей предоставляется 60% скидка на все БД FIZ-Karlsruhe и 60% скидка на БД Американского химического общества. Для университетов предусмотрена скидка 70% на БД Chemical Abstracts при условии, что университет выпиcывает печатный вариант РЖ СА.
Сеанс диалогового поиска с использованием средства Messenger в файлах STN International (доступ
к базам данных NTIS, 1NSPEC, COMPENDEX) может
выглядеть следующим образом:


Здесь
-
команды пользователя и сообщения системы: S (search) - команда поиска; D (display) - команда выдачи результатов; L1 - множество (количество) найденных документов;
-
поля документов из баз данных: TI - заголовок; AN - номер документа в БД; AU - автор документа; CS - корпоративный автор (организация - источник документа); NC - регистрационный номер контракта; NR - регистрационный номер отчета; PD - дата публикации; LA - язык публикации; OS - связанные источники информации; АВ - реферат; CY - страна публикации; BIB - групповое поле, состоящее из AN,TI,AU,CS,NC,NR,PD,LA,CY,OS.
Счужба Dialog Information Services, Inc. (входит в состав группы Knight-Ridder Information Services) действует с 1972 г. В настоящее время служба предоставляет доступ к более чем 400 базам данных, в основном из сфер бизнеса, текущих новостей и НТИ, абонентам из более 40 стран. БД организованы в пронумерованные
файлы (более 700) - см. табл. 2.11.
Общий объем БД достигает 250 млн. записей.
(Записи, или единицы информации, представляют большое разнообразие групп данных - краткая справка о компании, ассоциации или известной персоне; финансовый отчет корпорации, библиографическая справка о публикации, конференции, журнальной статье; реферат публикации; полный текст некоторого документа).
Предметный охват файлов DIALOG (числа БД по рубрикам):
- проблемы продовольствия и сельского хозяйства - 8;
библиография по книгам и монографиям - 7;
деловая информация - 85;
химия - 22,
вычислительная техника - 9;
энергетика и проблемы окружающей среды -15;
законодательство и государство – 22;
медицина и биология - 27;
новости - 25;
патенты и торговые марки -16;
популярная информация - 7;
справочники - 23;
научно-техническая информация - 45;
социальные и гуманитарные науки - 37.
Таблица 2.11
Некоторые характеристики доступа к БД Dialog

Распределение по типам баз данных:
библиографические - 170 БД;
- полнотекстовые документы - 55 БД;
справочники (указатели) -70 БД;
численные данные - 20 БД.
Базы данных Dialog выпускаются более чем 200 провайдерами, которые по продуктивности (числу выпускаемых БД) распределены следующим образом:

Регистрация (получение учетного идентификатора - account) - $35.00, стоимость типичной 10-минутной диалоговой сессии составляет от $5 до $16. Впервые зарегистрированные пользователи получают в течение первого месяца работы общую скидку в $100.
Рис. 2.19. Фрагмент указателя DIALINDEXДля доступа через информационные сети общего пользования Tymnet, Telenet, Datex-P, Dialnet и другие пользователю необходимо посредством любой телекоммуникационной программы, поддерживающей терминал TTY, связаться с сетью по выделенному номеру телефона (списки известны для каждого города, региона и каждой сети).
При связи через Tymnet процедура подключен, к хост-службе Dialog может выглядеть следующим образом:

…
После установления соединения пользователь начинает работу с хост-службой, используя командный интерфейс или интерпретатор экранных форм.
Командный язык запросов системы DIALOG (кроме предусмотрен режим, типа меню); см. также табл. 1.3.
1.
Управление поиском информация для пользователя.^ EXPLAIN (?) - подсказка со списком команд и разъяснениями по их структуре и применению.
BEGIN (В) n - выбор базы данных для поиска (n - номер файла). Если пользователь работает в режиме OneSearch (параллельный поиск в нескольких БД), то в команде BEGIN необходимо указать несколько файлов или категорию (категории) DIALINDEX (или то и другое).
^ FIELDSn – дать схему полей файла n – типы и наименования.
LOGOFF - завершение сеанса (LOGOFF HOLD – временный выход из сеанса с сохранением всех промежуточных результатов поисков).
SAVE TEMP - сохранение команды (запроса) под условным наименованием (вида TC004);
^ ЕХЕСUТЕ STEP (
EXS) - выполнить сохраненную команду, в том числе с переходом в другую БД.
2. Поиск документов (записей).SELECT (S) - основная команда (поиск по критерию соответствия).
Критерий поиска имеет общий вид: Тема_1 AND Тема_2 AND Тема_3
…,
где Тема_n - совокупность
операндов, соединенных
операциями, или нумерованный список (SI, S2,...), ранее полученный в ответ на запрос данного пользователя.
Операции:
а) булевские (Boolean Search):
^ AND - совместное появление операндов (слов);
OR - появление одного из операндов;
NOT - запрещение данного операнда;
б) контекстные (Proximity Search):
nN - (
NEAR) - два операнда в любом порядке в контексте, которые могут разделяться не более чем п другими словами,
nW - (
WITH) - то же, но операнды должны быть в тексте в указанном порядке. Порядок обработки операций при поиске (старшинство операций):
выражения в скобках;
операции W,N;
операция NOT;
-AND;
-OR. Операнды:
а. слова;
б. слова с расширителем (?), который позволяет подключить поиску группу слов с корнем (основой), и кроме того, может быть задано ограничение длины слова с данным корнем: PATH? - одна буква, PATH??? - три буквы.
Учет разных вариантов написания слов:
^ WOM?N - WOM
EN, WOM
AN;
ORGANI?ATION - ORGANIZATION, ORGANISATION;
CENT??BOARD - CENT
REBOARD, CENT
ERBOARD и пр.;
в) слова с квалификаторами (суффиксы и префиксы), адресующие поиск к определенным полям документа (записи):
/АВ - реферат (поиск только по словам реферата) -
суффикс, AN = номер записи (документа ) в БД -
префикс. Использование префикса или суффикса определяется типом базы данных. В базах данных DIALOG существует два типа индексов
основной индекс, в котором содержатся слова индексирования из текстовых (сложных, неопределенной длины) полей (заголовок - ЛГ1, реферат - /АВ, список дескрипторов - /DE, полный текст - ЛГХ);
вспомогательный индекс, в котором содержатся ссылки на форматные (простые, короткие) поля (CY= - страна, ST= - штат, и пр.).
При построении индексов соответственно используются:
- индексирование словами (Word Indexing) - для текстовых полей, при этом удаляются служебные символы, выделяются слова, и помещаются в словарь и инверсный список;
- индексирование строками (фразами - Phrase Indexing) - для форматных полей, при этом вспомогательные символы (знаки пунктуации) сохраняются в строках;
г) дополнительные возможности:
/DE,TI - сужение поиска, одновременное выполнение условий для двух полей;
PY=1986:1996 - расширение поиска, интервальный поиск.
Команда
^ EXPAND (E) позволяет просмотреть частотный словарь поля документа, при этом значения слов сопровождаются метками (типа El, Е2, ...Е21), ссылки на которые (в том числе на интервал значений - Е5:Е9) могут быть использованы в запросе (команда S).
^ SELECT STEPS (SS) - команда поиска по шагам, в результате которого нумерованные списки создаются для каждого операнда запроса (слова, выражения).
Несколько команд могут быть введены одной строкой, разделяемые (;).
3.
Выдача информации: а) на экран:
TYPE (Т) - основная команда просмотра результатов поиска, в ней указываются:
номер списка найденных документов;
номер формата выдачи (определяется базой данных);
перечень номеров документов из списка;
TYPE FROM n,m,..., где указываются номера файлов (БД), из которых необходимо получить выдачу,
^ SET DETAIL ON/OFF - выдача с указанием номеров БД, или сплошным массивом.
б) на печать:
PRINT (PR) - офф-лайновая распечатка (на хост-машине) документов с последующей доставкой по почте (4-5 дней);
^ PRINT QUERY ACTIVE - распечатка запросов, выполненных пользователем в текущем сеансе;
PRINT VIA D1ALMA1L - пересылка результатов поиска по электронной почте;
PRINT TITLE - снабжение результатов поиска заголовком;
^ KWIC FORMAT - показывает только те порции найденных документов, которые содержат поисковые слова (Key Words In Context);
REPORT - распечатка результатов поиска в форме ведомости (отчета);
SORT - упорядочение выдачи по запросу;
Таблица 2.12.
Некоторые сообщения сети Tymnet
и хоста Dialog
^ MAILING LABELS - печать данных в форме почтовых наклеек (если речь идет о списке наименований и адресов организаций, фирм и пр.).
В процессе связи по сети и работы с хостом Dialog пользователь может получать предупреждения или сообщения об ошибках, некоторые из которых приведены в табл. 2.12.
Система функционирует круглые сутки за исключением профилактических работ, которые проводятся каждое воскресенье (с 15:00 до 24:00 по западноамериканскому времени). Основные характеристики БД Dialog приведены в табл. 2.11 (те же данные, что и в табл. 2.10, указаны также номера Dialog-файлов, в которые организованы БД).
Дополнительные сервисы хост-системы Dialog:
OneSearch - одновременный поиск в совокупности до 20 файлов (для выбора в команде открытия БД указываются номера файлов или рубрики Diallndex);
Dialorder - заказ полных текстов документов в интерактивном режиме,
Dialmail - посылка сообщений другим пользователям системы и получение результатов поиска по электронной почте;
Dialog Direct - автоматизированная служба доставки документов, которая позволяет пользователю получать информацию в области фармацевтики, здравоохранения,
медицинского оборудования, агрохимии до ее опубликования, а также информацию, связанную с рынком, ценами, лицензированием, юридическими вопросами и пр.;
Chronolog - ежемесячное текущее оповещение каждого зарегистрированного пользователя о новостях системы Dialog через электронную почту;
Dialog Menus - программное обеспечение для ПК в режиме эмуляции терминала для работы со службами Dialog Business Connection (факты и события в бизнесе и финансах) и Dialog Medical Connection ( медицина, биология) в командном режиме и режиме меню;
DialogLink for Windows - программное обеспечение для малых ЭВМ фирмы IBM.
Помимо большего удобства работы в среде Windows программа предоставляет ряд дополнительных возможностей: автономное создание запросов, ввод информации одновременно с проведением поиска, быстрый вызов последней введенной строки, простой перенос терминов из полученной выдачи в строку запроса, поиск терминов в буфере выдачи, возможность создания нескольких сценариев соединения и контроль за их работой, пометка прерывных фрагментов текста в буфере для печати или копирования, форматирование полученной выдачи при печати, создание отчетов из полей полученных документов, автоматический учет времени и стоимости работы для нескольких пользователей, возможность копирования из БД графических изображений. Программа подразумевает знание структуры системы Dialog и ее ИПЯ.
Knowledge INDEX - специальный доступ к 75 базам данных в период с 18:00 до 5:00 местного времени (для студентов, учащихся и других пользователей);
Diallndex - средство доступа к мультидисциплинарным БД - предметный указатель, оформленный как файл № 411 (см. рис. 2.10).
Необходимо заметить, что дополнительно к рассмотренным возможностям онлайнового доступа к различным службам существуют их некоторые расширения.
Рассмотрим некоторые примеры.
Фирма Pastel Programming Co. (США) выпускает программу
PostSearch для windows, которая обеспечивает функции постобработки в конце поиска и используется в Ряде крупных служб -DIALOG, Knowledge Index, Data-Star, DataTimes, NewsNet, STN, CD Plus (бывш. BRS) и т.д. Программа PostSearch выполняет следующие функции постобработки: снабжает метками и номерами записи; считывает поисковый файл и создает новый файл, отфильтровывая все, кроме записей; перенумеровывает метки записи и переформатирует записи и т. п.
Табл. 2.13
Стоимость распечатки (вывода) документов БД JNSPEG в различных форматах

Служба CAS выпускает ППП
SciFinder, который работает в среде ПЭВМ Macintosh и Windows и представляет собой архитектуру клиент/сервер. Пользователи получают доступ к 13 млн химических веществ службы С AS Registry и БД, содержащим 11 млн библиографических описаний статей и патентов в области химии, а также обеспечивает доступ к БД службы STN International. SciFinder имеет графический интерфейс пользователя и три основные функции - Explore, Browse, Keep Me Posted. Функция Keep Me Posted осуществляет контроль за поступлением новой литературы по указанным темам и оповещает пользователей о последних поступлениях.
Служба German Business Information Host - (GBI) - ФРГ, Мюних. Специализируется на экономической и
деловой информации. Предметный охват:
информация о компаниях Германии - 20 БД,
информация о международных компаниях - 15 БД;
Восточная Европа -17 БД;
рынки, продукция, производители-21 БД;
экономика и управление-21 БД.
На CD ROM выпускаются 8 БД.
Обобщенные стоимостные характеристики:
стоимость 1 часа работы - DM 75 - DM 280 в зависимости от БД,
просмотр документа - DM 2.50 -DM 120;
распечатка и доставка - DM 1.00 на страницу.
Telesystemes / Questel (Франция) - служба, обеспечивающая доступ к более чем 90 млн документов, причем ежегодно в БД добавляется до 5 млн записей.
Предметный охват:
научно-техническая информация - 10 БД (наиболее крупной является БД Pascal, выходящая с 1973 г. и включающая более 13 млн записей);
бизнес -6 БД;
патентная информация - 9 БД;
г - информация по химии-4 БД;
медицина - 4 БД;
торговые марки - 3 БД;
справочники - 4 БД ( в том числе указатель баз данных CUADRA);
новости, политика, социальные науки - 5 БД.
В заключение отметим, что современный рынок диалогового поиска создает возможности для функционирования
розничного сектора. Появились небольшие брокерские информационные фирмы, и объем предоставляемых ими услуг возрастает на 17% ежегодно. Появлению таких фирм способствуют следующие особенности диалогового поиска: 1) большая трудоемкость поиска информации в нескольких БД при условии достаточной полноты поиска; 2) одинаковая доступность в современных условиях экономической информации как для больших, так и для малых организаций.
^ Он-ланновые библиотечные каталоги (ОРАС - Online Public Access Catalog) Системы диалогового доступа к библиотечным каталогам характерны скорее для США, чем для Европы. Несомненно, крупнейшей службой подобного рода является OCLC -неприбыльная автоматизированная библиотечная служба и исследовательская организация.
Автоматизированный библиотечный центр с интерактивным доступом (Online Computer Library Center- OCLC) был создан в 1967 г. - первоначально для распределенной каталогизации новых поступлений в библиотеки колледжей шт. Огайо (США). В 1971 г. OCLC объединял 54 библиотеки. С 1981 г. он находится в г. Дублин (шт. Огайо) и к настоящему времени стал крупнейшей в мире библиотечной сетью: он объединяет свыше
6 тыс. библиотек и обслуживает свыше 17 тыс. библиотек в 53 странах мира. В электронном Сводном каталоге (СК) OCLC содержится более 28 млн библиографических описаний (БО) произведений печати и 260 млн указаний о месте хранения изданий.
Основные цели Центра - снижение затрат на библиографическую обработку материалов, их комплектование и обеспечение доступа к библиографической информации, расширение совместного использования ресурсов, упрощение использования библиотечных ресурсов.
Сегодня OCLC является крупным центром информационного обслуживания (МБА, сигнальная информация, доставка копий первоисточников заказчикам, автоматизированный поиск в БД и т. п.), кроме того, OCLC начал перерастать национальные рамки: к нему подключились Национальная канадская библиотека и библиотечная сеть Великобритании.
В течение 20 лет библиотеки - члены OCLC создали общими усилиями самый большой в мире интерактивный сводный каталог. На основе кооперированной каталогизации и взаимоиспользования ресурсов OCLC предоставил за эти годы библиотекам библиографические продукты и услуги на сумму почти 1 млрд дол. , что позволило библиотекам сэкономить значительные средства. В настоящее время распределенная обработка данных, мощные микроЭВМ и другие технические достижения позволяют библиотекам обходиться без услуг OCLC. Библиотеки создают локальные и региональные сети для взаимоиспользования ресурсов и прибегают к услугам OCLC только в тех случаях, когда не могут получить необходимые им продукты и услуги на локальном или региональном уровне.
По имеющимся данным [1], почти 80% библиотек пользуются системой OCLC, почти 70% - DIALOG; распространены и другие системы; только 7% библиотек не имеют к ним доступа. В 41% библиотек организован платный, а в 16% - бесплатный поиск в БД для всех клиентов; в 25% возможность бесплатного использования определяется принадлежностью к определенным группам клиентуры.
Центр OCLC обеспечивает доступ с помощью программного интерфейса конечного пользователя
FirstSearch. Созданная в октябре 1991 г. система FirstSearch получила премию CLIPS ("Компьютеры в библиотеках - информационный продукт/услуга") за 1992 г., присужденную ей как наиболее эффективной новаторской разработке года. Система предназначена для самостоятельного использования читателями публичных, школьных библиотек и библиотек колледжей, не имеющими специальной подготовки и опыта интерактивного поиска в СК и в других БД.
Прочие БД (48 библиографических и полнотекстовых БД различной тематической направленности) имеют связи с СК OCLC; кроме того, обеспечивается автоматический доступ к поставщикам документов (например UMI, Британской библиотеке, фирме ISI) для заказа полных текстов и их получения по Internet на адреса электронной почты.
Некоторые сервисы OCLC:
в сентябре 1994 г. в центре OCLC был установлен сервер системы World Wide Web в рамках сети Internet с целью обеспечения быстрого и сравнительно дешевого доступа к информационным ресурсам данного центра. Круг предлагаемых ресурсов включает технические бюллетени, перечни информации о продуктах, выборочные массивы электронных журналов центра, выпуски новостей, исследовательские отчеты, электронную форму для заказа печатных материалов, электронную форму для обратной связи с пользователями (для передачи замечаний и предложений) и др.;
1994 г. OCLC выпустила версию продукта SileSearch 1.2, который функционирует как локальный сервер и обеспечивает информацию из фондов периодических изданий любой библиотеке с использованием протокола Z39.50. SiteSearch дает возможность пользователю библиотеки переходить прямо от БО статьи на экране АРМ к журналу на библиотечной полке. Операция Сору, добавленная в версии 1.2, обеспечивает связь БО статьи с локальной БД фонда. Пользователи библиотеки могут запросить с помощью Сору информацию из БД, установленных в университете, а также из 48 БД, доступных через службу FirstSearch;
служба OCLC's Electronic Journals Online (EJO), реализуемая через графический интерфейс Guidon 3.0. С помощью электронной почты ЕЮ читатели электронных журналов могут послать сообщение их издателям или в рекламные издания, получить на экране дисплея цветное или полутоновое изображение текста статьи с гипертекстовыми связями, включая иллюстрации, таблицы, формулы. Служба EJO доступна через OCLC, CompuServe, Internet;
^ Европейский филиал OCLC предлагает библиотекам в Европе через службу EPIC доступ к ОК, а также к БД ABI/INFORM, BIOSIS, Book Data, Book Return, Business Dateline, Consumers Index, Dissertation Abstracts, а также к ежемесячному каталогу издательства правительства США. Доступ к БД возможен через сети IPSS, JANET, Dfl, Internet;
совместно с фирмой UMI (США) разработан новый вид услуг: доставка копий статей с иллюстрациями, графиками, схемами в течение 1 ч. Обслуживание проводится на основе двух БД службы FirstSearch, БД ArticleFirst и БД OCLC и UMI.